Юридическая консультация. Вопрос – ответ: Общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления: прозрачность и доступность местных советов.

Прозрачность и открытость органов местного самоуправления – одно из ключевых направлений в движении к европейским стандартам.

К счастью, быть открытыми и прозрачными местными советам – это не жест их доброй воли, а обязанность, которая определена двумя законами – «О доступе к публичной информации» и «Об открытости использования публичных средств».

Возможность в любое время ознакомиться с деятельностью органов местного самоуправления является одним из тех реальных инструментов гражданского общества в борьбе с бюрократией, коррупцией и злоупотреблениями в сфере местного самоуправления. Тем более, что законодательством предусмотрены механизмы, которые обеспечивают прозрачность и открытость местного самоуправления.

Рассмотрим некоторые аспекты этих законов с точки зрения прозрачности и открытости.

Еще в 2011 году путем невероятных усилий плеяды общественных деятелей и неправительственных организаций был принят Закон Украины «О доступе к публичной информации», который стал прорывом прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Жаль, но пока органы местного самоуправления постоянно игнорируют требования этого Закона, не выполняя его – умышленно или из-за халатного отношения к своим обязанностям.

Важно, что по этому закону проекты решений совета и его исполнительных органов, которые планируется принять, нужно обнародовать за 20 рабочих дней до рассмотрения, причем абсолютно все. А это вопрос о распределении бюджетных средств, по выделению земли, по выкупу коммунальной недвижимости и многие другие важные вопросы местного самоуправления.

Следует обратить внимание, что положение другого законодательства в сфере защиты персональных данных в этом случае не применяется. Статья 6 этого Закона указывает, что не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условиях получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчества физических лиц и наименования юридических лиц, получивших эти средства или имущество.

Важно, что законодательство устанавливает обязанность обнародовать уже принятые решения совета. Указанное обнародование осуществляется не позднее 5 рабочих дней. Но публикуются не только решения совета – публикуются также протоколы сессии совета, выводы и рекомендации постоянных комиссий совета, их протоколы заседаний. Подлежат опубликованию и решения исполкомов. Обнародуются также и акты должностных лиц советов, например, распоряжение мэра или председателя совета.

Неудивительно, что обнародование в 21 веке происходит на сайте соответствующего совета в Интернете. Закон так и говорит.

Второй закон – «Об открытости использования публичных средств» – вступил в силу 15 сентября 2015.В соответствии с Законом опять же в сети Интернет, на Едином веб-портале использования публичных средств, должна быть обнародована информация о расходовании местными советами бюджетных средств. И не общие фразы плана «на ЖКХ потрачено миллион», а конкретно определена информация: о заключенных договорах и состояние их выполнения (предмет договора, исполнитель, стоимость договора, цена за единицу (при наличии), количество закупленного товара, работ и/или услуг, объем платежей по договору, срок действия договора), акты оказанных услуг, приема-передачи, выполненных работ.

То есть местные советы должны полностью открыть информацию о том, как они тратят наши деньги.

Чтобы получить качественную юридическую консультацию, жители 173 избирательного округа могут обратиться в общественную приемную народного депутата Украины Денисенко Анатолия Петровича для получения бесплатной юридической консультации специалистами юридической компании. Записаться на консультацию можно по телефону общественной приемной: 758-31-22.

FAQ












Оставить комментарий