Проблема долгостроев снова актуальна

Анатолий Денисенко совместно с народными депутатами Украины Сергеем Фаермарком и Аленой Бабак подготовили и зарегистрировали 6 февраля проект Закона № 6033  «О защите прав инвесторов жилищного строительства и урегулирования обязательств относительно долгостроев».

В 2015 году на законодательном уровне была предпринята очередная попытка решить проблему долгостроев. На этот раз изменениями в законодательство были расширены полномочия органов местного самоуправления, которым предлагалось организовать работы по завершению строительства многоквартирных жилых домов, которые сооружались с привлечением средств физических лиц, в случае несостоятельности застройщиков продолжать такое строительство. Однако отсутствие эффективных механизмов реализации таких полномочий фактически сделала законопроект нежизнеспособным.

Народный депутат Анатолий Денисенко давно занимается проблемой долгостроев. В результате совместной работы со специалистами по вопросу урегулирования проблемы долгостроев был разработан проект Закона Украины «О защите прав инвесторов жилищного строительства и урегулирования обязательств относительно долгостроев».

– Многие украинцы продолжают годами ждать квартир, в которые они вложили деньги, – отмечает Анатолий Денисенко. – На сегодняшний день в  завершении строительства нуждаются 9 441 строения, из которых в частной собственности находится 4 311 объекта. Для окончания работ на всех долгостроях требуется сумма в 186,2 миллиарда гривен. Также необходимо срочно урегулировать обязательства заказчиков строительства перед лицами, средства которых прямо или косвенно были вовлечены в строительство многоквартирных жилых домов, имеющих признаки долгостроев. На данном этапе частные инвесторы не могут ни получить в собственность объекты недвижимого имущества, ни вернуть средства, привлеченные в строительство таких объектов. Для решения, в частности, и  этих вопросов и был разработан Законопроект «О защите прав инвесторов жилищного строительства и урегулирования обязательств относительно долгостроев»

Согласно законопроекту, по собственной инициативе или по заявлению владельца имущественных прав на незавершенный строительством объект, исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов создают по каждому объекту, который имеет признаки долгостроя, специальную временную комиссию по урегулированию обязательств относительно долгостроя.

Порядок урегулирования предполагает несколько вариантов:

1) предоставление заказчику строительства дополнительного срока для завершения строительства объекта;

2) принятие специальной временной комиссией решения о целесообразности урегулирования обязательств относительно долгостроя в один из следующих способов:

  1. путем передачи прав на долгострой жилищно-строительному кооперативу, созданному владельцами имущественных прав, требования которых внесены в реестр прав на долгострой;
  2. путем перевода прав и обязанностей относительно долгостроя на конкурсного заказчика;
  3. путем продажи долгостроя с открытых торгов.

Законопроектом предусмотрено, что урегулирование обязательств путем перевода прав и обязанностей относительно долгостроя на конкурсного заказчика может быть осуществлено в случае, если жилищно-строительный кооператив не создан в течение определенного законопроектом срока. Урегулирование обязательств путем продажи долгостроя на открытых торгах может быть осуществлено только в случае, если конкурс по отбору заказчиков с целью урегулирования обязательств путем передачи прав и обязанностей относительно долгостроя будет признан несостоявшимся.

Как отмечает А. Денисенко, в первую очередь законопроект направлен на создание дополнительных возможностей для владельцев имущественных прав на получение ранее заказанного объекта недвижимого имущества.

С целью поощрения застройщиков к участию в конкурсе на право завершения строительства объекта недвижимого имущества вводится расчетный коэффициент, на который уменьшается как площадь фактически оплаченных собственниками имущественных прав квадратных метров недвижимого имущества по инвестиционным договорам, так и размер обеспечения по обязательствам перед обеспеченными кредиторами (по договорам залога, ипотеки).

Размер расчетного коэффициента отмечается участником в конкурсном предложении, но не может быть меньше 0,3.

Победителем конкурса признается лицо, конкурсное предложение которого предусматривает перевод на конкурсного заказчика наибольшего объема обязательств по передаче объектов недвижимости владельцам имущественных прав на долгострой без дополнительной оплаты.Конкурсный заказчик обязан обеспечить возможность приобретения владельцами имущественных прав дополнительных измерительных единиц в объекте строительства по цене, не превышающей расчетную стоимость измеренной единицы объекта недвижимости, указанной им в соответствующем конкурсном предложении.

По результатам принятых мер по определению способа урегулирования обязательств относительно долгостроя, специальной временной комиссией составляется план урегулирования обязательств относительно долгостроя, который утверждается хозяйственным судом по местонахождению долгостроя на основании заявления исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета.

Определение хозяйственного суда об утверждении плана урегулирования обязательств относительно долгостроя является основанием для проведения государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и внесении изменений в сведения об обременении имущественных прав на такой объект.

Законопроектом предлагается определить срок действия Закона Украины «О защите прав инвесторов жилищного строительства и урегулирования обязательств относительно долгостроев» в течение десяти лет с даты вступления в силу.

Учитывая необходимость согласования законопроекта с нормами действующего законодательства, предлагается внести изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.1991 № 1798-XII, Земельного кодекса Украины, Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений», Закона Украины «О ипотеке », Закона Украины« О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом и Закона Украины «О судебном сборе».

Законопроект также предусматривает освобождение от долевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта заказчиков в случае строительства объектов, обязательства по которым были урегулированы путем перевода прав и обязанностей относительно долгостроя с применением процедур, предусмотренных Законом Украины «О защите прав инвесторов жилищного строительства и урегулирования обязательств относительно долгостроев». Соответствующие изменения предлагается внести в статью 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Разработчики законопроекта отмечают, что его принятие обеспечит более эффективную защиту прав, свобод и законных интересов лиц, пострадавших вследствие несостоятельности заказчиков продолжать строительство объектов. Также это будет стимулировать финансирование достройки незавершенных  объектов строительства и ввода их в эксплуатацию, что в свою очередь положительно скажется на уровне занятости населения и приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.












Оставить комментарий