От сложного к простому

«Система хозяйственных взаимоотношений, доставшаяся Украине из прошлого, сейчас переживает особо острый период трансформации, и, если мы сможем избавиться от неэффективных регуляторных механизмов, упростить методы государственного контроля, снизить степень фискального давления, то успех начатых экономических реформ позволит нашему государству занять достойное место среди европейских стран».

Народный депутат Анатолий Денисенко, член комитета экономической политики Верховной Рады Украины, оценивая ситуацию, сложившуюся в экономике нашей страны, видит три ключевых направления, в которых необходимо провести кардинальные преобразования. Они, в свою очередь, позволят вытянуть страну из экономического коллапса.

Первое направление – качество налогового законодательства. Упрощение, как системы налогового права, так и методов администрирования системы налогов и сборов – приоритетное направление реформирования любого государственного строя. Внедрив простые и понятные механизмы взаимоотношений государства и бизнеса, мы получим рост отчислений в бюджет и возврат бизнеса из «тени». В этом аспекте стоит воспользоваться успешным опытом Сингапура. Ли Куан Ю, премьер министр и знаменитый реформатор, творец сингапурского «экономического чуда», привлекал иностранный капитал налоговыми льготами, а высокотехнологичные компании и вовсе освобождались от налогов на 10 лет. Налоговая система нашей страны настолько запутанна и сложна, что все ее ключевые положения нужно переписывать с чистого листа, с нуля прописывать Налоговый и Бюджетный кодексы.

Второе направление – коренная реформа системы государственных контролирующих органов. Недостаточно просто сократить их число с 75 до 60, а количество центральных органов исполнительной власти с контрольно-надзорными функциями на 50%. Нужно внедрить систему государственного контроля, основанную на оценке и управлении рисками, что позволит повысить эффективность проверок и, вместе с тем, уменьшить их количество и продолжительность. В свою очередь, эти меры позволят работать предпринимателям в полную силу, а для конечного потребителя их продукции или услуг и государственного бюджета предпринятые меры по дерегуляции бизнеса принесут лишь пользу.

Третье направление – это снижение доли предприятий государственной формы собственности в генерировании национального продукта, а также сокращение государственных расходов бюджета. Из опыта многих стран мира известно, что государственные предприятия, как правило, оказываются менее эффективными, чем частные. В странах с большим количеством государственных предприятий сравнительно низкая эффективность их производства непосредственно оказывает отрицательное влияние на экономический рост. На сегодня более 30% в структуре ВВП Украины создается госпредприятиями. В США, для сравнения, этот показатель менее 12%. Передав госпредприятия в управление профессиональным менеджерам, которые будут являться, в том числе, и их собственниками, работающими на свой карман, мы увидим в разы возросшие бюджетные отчисления и существенный прирост ВВП. В свою очередь, неоправданно высокая доля государственных расходов, в числе которых нет инвестиционных, в 28% от ВВП – еще одна значимая проблема, решение которой возможно лишь в долгосрочной перспективе.

Очевидно, что государство должно найти баланс: нужно оздоровлять государственные финансы, не уничтожая экономику в краткосрочной перспективе. Разумное решение может заключаться в проведении фискальной корректировки, где основное бремя реформ ляжет на государственную систему через несколько лет, а не прямо сейчас. Улучшение же государственного аппарата, дерегуляция, борьба с коррупцией, реализация программы децентрализации экономических решений – наиболее эффективные средства для развития Украины уже сегодня.

12-04-05-119-square












Комментариев 1 Добавить

Оставить комментарий