Комитет по вопросам экономической политики заслушал годовой отчет Антимонопольного комитета Украины

Анатолий Денисенко принял участие 23 мая в рабочем заседании профильного Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики, который рассмотрел годовой отчет о работе Антимонопольного комитета Украины в 2017 году, а также были заслушаны результаты анализа отчета его деятельности, который был проведен Счетной палатой Украины.

Годовой отчет Антимонопольного комитета Украины, состоящий из 6 разделов, которые в свою очередь имеют детализированные подразделения и посвящены деятельности Комитета по государственному контролю за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом, контроля за концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции во время регулирования цен (тарифов) на товары, которые производятся (реализуются) субъектами естественных монополий и контролю по созданию конкурентной среды и защиты конкуренции в сфере публичных закупок и проведению мониторинга государственной помощи субъектам хозяйствования и осуществления контроля за допустимостью такой помощи для конкуренции.

Отчет Антимонопольного комитета Украины за 2017 год в части, что влияет на выполнение государственного бюджета, показал, что экономический эффект деятельности АМКУ в 2017 году составил 2,56 млрд грн, в 2016 году в размере 1,4 млрд грн, количество прекращенных нарушений в 2017 году – 2435, в 2016 году – 3071.

Проведенный анализ деятельности АМКУ на товарных рынках,  как отмечается Счетной палатой показал, что именно рынки электрической энергии, бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводного газа в качестве моторного топлива, мониторятся и исследуются наиболее полно. В то же время в Отчете вообще отсутствует информация о деятельности таких рынков, как рынок угля каменного и рынок биоэнергетики, рынок водоснабжения и водоотведения, рынок транспортировки тепловой энергии, рынков агропромышленного комплекса (зерновых, минеральных удобрений, средств защиты растений и т.д.), промышленности и ритейла.

В тоже время Отчет не содержит общей информации по всем рынкам товаров и услуг, которые сегодня существуют в Украине. Не определены их доли, основные участники рынков и их доля в каждом из сегментов рынка, основные производители продукции или услуг. По большинству рынков Отчет носит описательный характер, подробная информация, по каждому из них отсутствует. Отбор рынков для проведения исследований осуществляется по своему усмотрению АМКУ. Отсутствует всеобщее обзор по количеству монопольных и олигопольных образований, исследованных АМКУ.

Кроме того, подлежит сомнению информация, которая приведена в Отчете по количеству случаев (55) рассмотренных АМКУ согласованных действий, поскольку согласно справке отдела бухгалтерского учета и финансовой отчетности сумма уплаченных средств за предоставление разрешения на согласованные действия составляет 601 800 гривен. Указанное объясняется тем, что зачисление средств происходит в один бюджетный период, а рассмотрение дела АМКУ в другой.

То есть, в целом при предоставлении выводов на концентрацию, Комитетом осуществляется опосредованный контроль за рынками. В то же время, аналитический учет средств в разрезе источников поступлений, поступающих в специальный фонд АМКУ, как плата за предоставление разрешений, осуществляется не в полной мере. Несоответствие данных между количеством предоставленных заявлений на предоставление разрешений и суммой полученных средств объясняется тем, что зачисление средств происходит в один бюджетный период, а рассмотрение дела АМКУ в другой, и курсовыми разницами.

В результате, рассмотренный Отчет АМКУ был принят Комитетом к сведению.

Кроме того, в ходе заседания был также рассмотрен готовящийся к повторному первому чтению проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования корпоративного управления юридических лиц, акционером (учредителем, участником) которых является государство (№ 6428).

Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Хозяйственный кодекс Украины, законы Украины «Об управлении объектами государственной собственности», «Об акционерных обществах» и «О Кабинете Министров Украины». Целью этих изменений, как указано в пояснительной записке, является реформирование корпоративного управления юридических лиц, акционером (учредителем, участником) которых является государство, в частности урегулирования вопроса разграничения полномочий между органами управления предприятия, определение и утверждение стратегии государственной собственности, утверждение на законодательном уровне возможности представления консолидированной отчетности юридическими лицами, акционером (учредителем, участником) которых является государство и усовершенствование механизма представления и утверждения финансовых планов.

По итогам рассмотрения данный проект Закона был рекомендован за основу при рассмотрении Верховной Радой повторно в первом чтении.












Оставить комментарий