Законопроект про Концессии комитет по вопросам экономической политики рекомендовал принять за основу

Анатолий Денисенко 21 марта принял участие в заседании профильного Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики, который рассмотрел ряд важнейших законопроектов, касающихся публичных закупок, совершенствования правового регулирования концессионной деятельности, стимулирования инвестиционной деятельности в Украине, защите прав потребителей, а также был рассмотрен законопроект, касающийся перечня объектов госсобственности, не подлежащих приватизации.

Так, рассмотренный в ходе заседания проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» (№ 6022 от 03.02.2017), предложенный для рассмотрения Кабинетом Министров Украины, Комитет рекомендует парламенту проголосовать за основу и в целом.

В проекте предлагается исключить из перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, но таких, которые могут быть корпоратизированы Национальную атомную энергогенерирующую компанию «Энергоатом» (г. Киев) и Государственное предприятие «Лаборатория крупномасштабных гидравлических и геотехнических исследований» (Днепродзержинск, Днепропетровской обл.). При этом Государственное предприятие «НАЭК «Энергоатом» снова включено в указанный перечень.

Основанием для принятия предложенных изменений относительно ГП «НАЭК «Энергоатом»», как отмечается в пояснительной записке, является обеспечение его надлежащей идентификации (в связи с решением Киевского городского совета от 13.11.2014 года № 373/373 о переименовании улицы Ветрова на Назаровская, хотя согласно перечню адрес местонахождения ГП «НАЭК« Энергоатом» – ул. Арсенальная 9/11) и оптимизация структуры субъектов хозяйствования, которая относится к сфере управления Министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Относительно ГП «Лаборатория крупномасштабных гидравлических и геотехнических исследований», то основанием его исключение из перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, является то, как указано в пояснительной записке к проекту, что деятельность этого предприятия «не соответствует критериям, определенным частью 2 статьи 5 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» и утратило признаки общегосударственного значения».

Так же рассмотренный Комитетом проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования инвестиционной деятельности в Украине (№ 8124 от 15.03.2018), внесенный Кабинетом Министров Украины, Комитетом предложено Верховной Раде взять за основу. Законопроект призван поспособствовать улучшению инвестиционного климата Украины по направлениям, выбранным в результате комплексной оценки соответствия законодательства Украины лучшим мировым практикам, описанным Группой Всемирного банка в методологии рейтинга Doing Business.

Еще один проект Закона, рассмотренный на заседании Комитета, касается внесения изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав потребителей (№ 5548 от 16.12.2016).

В данном законопроекте, авторства Кабмина, предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Гражданского и Гражданского процессуального кодексов Украины, Закон Украины «О защите прав потребителей». В этих изменениях, в частности, определяются права потребителя в случае осуществления предварительной оплаты за продукцию; устраняется дублирование контрольных функций органов защиты прав потребителей и органов государственного рыночного надзора, органов, ответственных за пищевую безопасность и органов, ответственных за безопасность услуг (работ); вводятся единые требования к маркировке продукции; исключаются положения, которыми создаются технические барьеры в торговле. Также признается утратившим силу Постановление Верховной Рады Украины от 25.01.1995 г. «Об утверждении положений о защите прав потребителей». Целью этих изменений, как указано в пояснительной записке к проекту, является «приведение законодательства Украины в сфере защиты прав потребителей в соответствии с законодательством Европейского Союза».

По результатам рассмотрения Комитет принял решение рекомендовать данный проект Закона к принятию за основу.

Следующий проект Закона, рассмотренный в ходе заседания Комитета по вопросам экономической политики касался внесения изменений в статью 2 Закона Украины «О публичных закупках» (№ 8128 от 15.03.2018), предложенный к рассмотрению Кабмином. Проектом Закона предлагается внесение дополнений в Закон Украины «О публичных закупках», предусмотрев, что действие этого Закона не распространяется на случаи, если предметом закупки являются:

  • товары, работы и услуги, закупаемые частным партнером (концессионером) во исполнение договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства, в том числе концессионного договора;
  • определенный объем товаров, работ и услуг, производимых (выполняемых, оказываемых), частным партнером (концессионером), закупаемых государственным партнером (концессиедателем) в рамках предоставленной государственной поддержки осуществлению государственно-частного партнерства, в том числе концессии;
  • услуги советников, оплата которых осуществляется международными финансовыми организациями, предоставляются в соответствии с законами Украины «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях»;
  • услуги международных финансовых организаций, предоставляемых для подготовки к осуществлению государственно-частного партнерства, в том числе концессии, согласно законам Украины «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях».

Вместе с тем, документом предлагается определить, что действие Закона Украины «О публичных закупках» не распространяется на отношения, возникающие в связи с выбором частного партнера или концессионера и исполнением договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, в том числе концессионных договоров, которые регулируются законами Украины «О государственно-частном партнерстве» и «О концессиях».

Данные дополнения в Закон Украины «О публичных закупках» дадут возможность запустить в полном объеме действенный механизм практической реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства и концессионных договоров, а также устранить существующие правовые коллизии.

Также Комитет рассмотрел проект Закона о концессиях (№ 8125 от 15.03.2018), внесенный Кабинетом Министров Украины. Документ направлен на совершенствование правового регулирования концессионной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит четкий механизм выбора концессионера и подготовку к реализации качественных проектов на условиях концессии, соответствующие международной практике.

Законопроектом предусмотрено четкое разграничение регулирования концессии и других форм реализации государственно-частного партнерства; единая процедура инициирования и принятия решения относительно государственно-частного партнерства; для всех форм государственно-частного партнерства, в том числе и концессии. Также предусмотрено внедрение прозрачной процедуры выбора концессионера (концессионный конкурс, конкурентный диалог), отвечающий лучшей мировой практике, в частности «Типовым законодательным положениям относительно проектов в сфере инфраструктуры, финансирующихся из частных источников», ЮНИСТРАЛ.

Кроме того, законопроект дает возможность привлечения советников и независимых экспертов для подготовки проектов государственно- частного партнерства в форме концессии; дополнительные гарантии для концессионеров и кредиторов, в частности возможность замены концессионера на другого концессионера по договору; упрощение процедуры выделения земельных участков для проектов государственно- частного партнерства в форме концессии.

Также предусмотрены особенности концессии на рынках, находящихся в состоянии природной монополии и особенности концессии для строительства и эксплуатации автодорог; предусмотрена процедура трансформации аренды в концессию в случае соответствующего обращения со стороны арендатора; возможность передачи разрешения споров, возникающих в связи с концессионным договором международному коммерческому или инвестиционному арбитражу; возможность инициирования концессии потенциальному концессионеру; четкое регулирование права собственности на объект концессии, целью которого является сохранение за государством/территориальной громадой права собственности на объект концессии.

По итогам рассмотрения проекта Закона о концессиях в Комитете было рекомендовано парламенту взять его за основу.












Оставить комментарий