Госинвестпроект: эффективность находится под сомнением

В октябре 2015 года народным депутатом Украины Анатолием Денисенко был подготовлен депутатский запрос на имя Премьер-министра Арсения Яценюка. Его суть была посвящена проблеме ликвидации «Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины» и создания эффективного органа по реализации государственной инвестиционной стратегии. Спустя отведенное законом время, первый заместитель министра экономического развития и торговли Юлия Ковалив, выполняя поручение Премьер-министра, огласила ответ. Согласно его содержанию можно сделать вывод о том, что Госинвестпроект, по сути, перестает быть отдельным госорганом, а выполнение его функций перенимает на себя Минэкономразвития (МЭРТ).

С таким упрощенным подходом к решению вопроса государственной важности стоит не согласиться. Одной из самых больших проблем Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Украины, как ни парадоксально, были непосредственно национальные проекты – инструмент, подобный по цели с государственными целевыми программами, с которыми часто и прослеживалось существенное или частичное дублирование задач и мероприятий. Только 4 проекта агентства не имели аналогичных по направлению программ и были абсолютно самостоятельными по своим целям, мерам и содержательному наполнению. Поэтому непонятно, почему агентство инвестиционного продвижения вообще отвечало за реализацию стратегических проектов, тем более, если это по определению никак не входит в его функции.

Если углубиться в суть постановления от 15 апреля №224 Кабмина, то можно сделать вывод, что чисто технически МЭРТ обзавелось новой функцией, – управлением национальными проектами и индустриальными парками. На основании такого решения, стоило бы усомниться в эффективности поднятия инвестиционной привлекательности Украины ресурсами такой громоздкой «государственной машины» под названием МЭРТ. По крайней мере, такое решение противоречит лучшей мировой практике.

Стоит заметить, что около 35 лет назад с ростом потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и либерализацией мировой экономики появился новый инструмент – инвестиционное продвижение. Это привело к появлению организаций, непосредственно ответственных за реализацию указанной компетенции – агентств инвестиционного продвижения (АИП). В 1980 году в мире насчитывалось 18 АИП, a в 1995 была основана Всемирная ассоциация агентств инвестиционного продвижения (WAIPA), которая до 2013 года насчитывала 170 членов из 130 стран. По результатам исследований, $1, вложенный в инвестиционное продвижение, увеличивает потоки ПИИ до $189. Помимо этого, одно дополнительное рабочее место, созданное иностранным инвестором, требует $79, потраченных на инвестиционное продвижение.

В распоряжении Кабмина указанно, что новое украинское агентство инвестпродвижения будет департаментом МЭРТ. Однако, АИП работают эффективнее, если они не являются подразделениями министерств, а непосредственно подчиняются Премьер-министру или Президенту и более независимы в своей деятельности. Обязательным также является участие представителей бизнеса в наблюдательном совете АИП, поскольку данный факт увеличивает уровень доверия инвестора к АИП. По сути, доверие иностранного инвестора к Украине может сформировать лишь локальный инвестор, у которого имеется история успеха инвестирования.

Таким образом, национальные проекты как инструмент, если и нужны для украинской экономики, то должны входить в компетенцию отдельного органа, который будет работать по принципу государственно-частного партнерства. Функционал украинского АИП должен быть направлен на содействие инвесторам и привлечение инвестиций. Как таковое продвижение не должно превалировать, поскольку само по себе может быть даже контрпродуктивным. Стандарты менеджмента и стратегии работы АИП могут быть заимствованы в корпорациях. Для того чтобы работать в АИП не обязательно быть государственным служащим. Достаточно будет нанять специалистов по привлечению инвестиций с опытом работы в бизнесе, investor relations, data scientists, бизнес-аналитиков, консультантов и т.д. Также налицо потребность в создании украинской Greenfield and Brownfield Database – простого и эффективного инструмента презентации инвестиционных возможностей страны. Контроль работы такого агентства должен быть сосредоточен в руках общественных организаций, объединений инвесторов для наиболее эффективной и незаангажированной оценки использования государственных ресурсов.

25












Оставить комментарий