Доедет ли «скорая»? Особенности медицинской реформы

Предстоящие нововведения в сфере скорой медицинской помощи, проанонсированные Министерством охраны здоровья Украины, успели вызвать беспокойство не только у рядовых граждан, но также вызвали бурю негодования среди медицинских работников и экспертов в области медицины. С целью выяснить этапы проведения реформы скорой медицинской помощи, а также каковы будут затраты бюджета, предусмотренные реформой, народный депутат Украины Анатолий Денисенко обратился к премьер-министру Украины с соответствующим депутатским запросом.

Предлагаемая к внедрению американская модель медицинского обслуживания, которая заключается не в предоставлении больному помощи на месте, а в сверхбыстрой доставке его в ближайшую больницу, где ему поставят диагноз и окажут квалифицированную медицинскую помощь, по мнению экспертов, Украине не подходит.

Масштабные акции протеста против предложенных правительством изменений состоялись во многих городах Украины, особенно в тех областных центрах, которые не имеют достаточно современной и развитой системы медицинских учреждений и диспетчерских центров. Медики направили в Верховную Раду Украины и Кабинет Министров Украины обращение о недопустимости подобного пути реформирования системы предоставления скорой медицинской помощи.

Экспертное сообщество отмечает, что введение «парамедиков» не изменит ситуацию в корне, а уровень оказания помощи от этого не улучшится, а даже наоборот, поскольку сегодняшние реалии нашего государства кардинально отличаются от американских. Эффективность оказания экстренной скорой помощи парамедиками напрямую зависит от наличия больниц экстренной медпомощи, которых в государстве нет, от состояния дорог и санитарного транспорта, которые находятся в запущенном состоянии. Врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи в большинстве случаев – единственная возможность получения квалифицированной врачебной помощи, и лишать ее людей нельзя.

Министерство в своем ответе сообщило, что изменения в системе предоставления экстренной медицинской помощи не приведут к сокращению количества станций и подстанций экстренной медицинской помощи, а также увольнению докторов и медперсонала. В Минздраве утверждают, что сеть подстанций обеспечит доезд бригады экстренной (скорой) помощи на место за 8 минут.

Также в министерстве отмечают, что важным элементом изменений является обеспечение центров экстренной медицинской помощи и медицинских катастроф специализированным транспортом с современным оборудованием и медикаментами. В рамках реформы предусматривается улучшение качества работы оперативно-   диспетчерской службы центров экстренной медпомощи, которая будет направлять ближайшую бригаду «скорой». Кроме того, как отметили в ведомстве, в ходе реформы хотят создать бесплатный конфиденциальный кол-центр, в который можно будет позвонить за советом врача или необходимой информацией.

Реформирование предполагает подготовку специалистов по ряду специальностей таких как «Парамедик», «Экстренный медицинский техник» и др., которое будет длиться около трех лет. Следует отметить, что реформой предполагается обучение водителя «скорой» по специальности «Экстренный медицинский техник» сроком 4-5 недель, по завершении которого он сможет предоставлять базовую помощь на догоспитальном этапе.

В текущем году финансирование предусмотрено на создание системы комплексного автоматизированного управления системой экстренной медицинской помощи путем развития оперативно-диспетчерских служб в центрах экстренной медицинской помощи на общую сумму 392, 2 млн грн. На закупку специализированного санитарного транспорта заложена сумма в размере 3 976 898,8 тыс. грн.

В Госбюджете на 2017 год в рамках госпрограммы «Обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера» предусмотрены средства на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения на общую сумму 5 949 019,0 тыс. грн.

В то же время, отмечают в Минздраве, капитальные расходы не предусмотрены.

В министерстве сообщили, что в Государственном фонде регионального развития предусмотрены расходы в объеме 3,5 млрд. грн, в распределении которых берут участие областные администрации и Киевская городская государственные администрации. Местные органы власти, в свою очередь, в соответствии с Законом «Об экстренной медицинской помощи» обеспечивают: финансирование расходов, направленных на организацию и функционирование системы экстренной медицинской помощи на территории соответствующей административно-территориальной единицы; материально-техническими ресурсами, необходимыми для функционирования системы экстренной медицинской помощи и своевременного предоставления качественной экстренной медпомощи.

«Главная задача реформы, как отметили в Минздраве, – это обеспечение максимально скоординированных действий на всех этапах – от звонка в диспетчерскую службу «скорой» до специализированного отделения в скорой. Но не следует забывать, что реформа делается не ради реформы, а для человека, сохранения его здоровья, а зачастую и жизни, поэтому каждый шаг в столь крайне важном вопросе должен быть «семь раз отмерен», – убежден Анатолий Денисенко.

 












Оставить комментарий