Депутаты обратились в Конституционный Суд на предмет соответствия закона о медреформе Конституции Украины « Анатолий Денисенко – официальный сайт народного депутата Украины

Депутаты обратились в Конституционный Суд на предмет соответствия закона о медреформе Конституции Украины

Более одной пятой части депутатского корпуса Верховной Рады Украины обратилась в Конституционный Суд Украины с ходатайством о признании неконституционным Закона Украины № 2168-VIII, в основе которого содержатся положения связанные с реформой медицинской сферы.

Анатолий Денисенко в числе 59 народных депутатов Украины подписал конституционное представление относительно соответствия Основному Закону Украины  Закона «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения», принятого 19 октября 2017 года № 2168-VIII.

Как отмечается в конституционном представлении, в частности, положения принятого Закона не соответствуют статьям 22, 49, 64 Конституции Украины.

Оспариваемым Законом вводится механизм, который изменяет прямое бюджетное финансирование учреждениям охраны здоровья, предоставляющим безоплатную медицинскую помощь гражданам, на всего лишь частичную оплату со стороны государства медицинских услуг, что не соответствует предписаниям статей 22, 49 Конституции Украины.

Так, в Законе идет речь об оплате за счет средств Государственного бюджета Украины только тех медицинских услуг, которые включены в так называемую «программу медицинских гарантий». При этом в соответствии с положениями статьи 4 Закона под «медицинскими услугами» следует понимать предоставление, в том числе, и экстренной медицинской помощи. В этой же статье закреплено, что программой медгарантий определяется объем и перечень медицинских услуг и лекарств, оплата которых гарантируется за счет средств государственного бюджета, а те медуслуги и медпрепараты, которые не включены в программу медицинских гарантий, не подлежат оплате за счет средств Государственного бюджета Украины.

В своем решении в еще 2005 году Конституционный Суд отмечал, что «конституционные права и свободы» гарантируются и не могут быть отменены при принятии новых законов или при внесении изменений в действующие законы, не допускается сужение смысла и объема существующих прав и свобод. Сужение прав и свобод является их ограничением и противоречит статье 22 Конституции Украины.

Основной Закон Украины в сфере обеспечения охраны здоровья закрепляет основополагающий принцип относительно права каждого гражданина на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование, а охрана здоровья обеспечивается государственным финансированием с соответствующими медико-санитарными и оздоровительно-профилактическими программами (часть первая и вторая статьи 49 Конституции Украины). В соответствии с частью третьей статьи 49 Конституции Украины именно на государство возлагается обязанность по созданию эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания, обеспечения в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья безоплатной медицинской помощи.

Также в заключительных и переходных положениях Закона, в частности, статья 8 Основ законодательства Украины об охране здоровья изложена в редакции, которой устанавливается, что «государство гарантирует безоплатное предоставление медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья по эпидемическим показателям».

Народные депутаты в представлении отмечают, что термин «по эпидемиологическим показателям» не определен законодательно, а значит противоречит предписаниям статьи 49 Конституции Украины, которая гарантирует предоставление безоплатной помощи в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья. Указанные права человека и гражданина не могут быть ограничены, за исключением условий чрезвычайного или военного положения (часть вторая статьи 64 Основного закона Украины).

Кроме того, в оспариваемом Законе содержатся ряд терминов, которые не имеют четкого определения, что допускает неоднозначное понимание отдельных положений и не содержит достаточных и завершенных правовых механизмов реализации задекларированных положений, как этого требует принцип правового государства,  что таким образом противоречит статье 8 Конституции Украины. В первую очередь, речь идет о понятии «программа медицинских гарантий». Также Законом не урегулирован юридический статус Совета гражданского контроля, который создается с целью прозрачности и контроля за действиями исполнительного органа власти в данной сфере, а также правовые последствия принятых им решений.

Значительная часть статей Закона содержит оценочные понятия или понятия, которые не содержат правовых дефиниций, в частности: «права и гарантии в сфере охраны здоровья, которые касаются медицинского обслуживания», «дополнительные государственные финансовые гарантии», «в рамках программы медицинских гарантий» и другие.

Также массу противоречий вызывает и реализация положений по введению в действие самого Закона, что не соответствует статье 8 Конституции Украины, противоречит статье 19 и не учитывает требование статьи 6 Основного Закона Украины, поскольку Закон должен определить, в какой части и на протяжении какого срока действие Закона будет ограничено, а не делегировать эти полномочия Кабинету Министров Украины.

В представлении также идет речь о несоответствии положений Закона статьям 19, 85, 92, 95 Конституции Украины. Также отдельно парламентариями отмечается противоречие принятого Закона на соответствие статьям 8 и 26 Конституции Украины в части предоставляемых необходимых медицинских услуг иностранцам и лицам без гражданства.

Следует отметить, что в своей работе парламентарий уделяет особое внимание реформированию сферы охраны здоровья, было направлено множество депутатских запросов в связи с реформированием данной сферы, поскольку вопрос является остро стоящим для всех украинцев будь то врач или пациент.












Оставить комментарий