Анатолий Денисенко: Кабмин не должен перекладывать непосильную ношу на местные бюджеты в рамках финансовой децентрализации

Кабинет Министров Украины должен пересмотреть бюджетную политику в части финансирования расходов местных бюджетов для того, чтобы не допустить уменьшение поступлений в местные бюджеты территориальных громад. Соответствующий депутатский запрос Анатолий Денисенко направил Премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, который был оглашен председательствующим с трибуны Верховной Рады 26 мая 2017 года.

Повышение уровня финансовой самостоятельности территориальных громад – это наиболее актуальная задача в современных условиях бюджетной децентрализации. В рамках процесса децентрализации произошло изменение объемов и структуры образовательной и медицинской субвенций. В их составе не учтены расходы на обеспечение функционирования учреждений образования и здравоохранения, и не предложены другие механизмы компенсации местным бюджетам дополнительных расходов, связанных с их содержанием.

Такая бюджетная политика правительства не соответствует принципам субсидиарности, сбалансированности и соответствия доходов органов местного самоуправления их полномочиям. Под прикрытием децентрализации на местные бюджеты переводятся расходы, которые в 2016 году финансировались из государственного бюджета.

В частности, из государственного бюджета на местные перекладывают расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей в учреждениях здравоохранения и образования, которые принадлежат к коммунальной собственности; санаторно-курортную помощь (санатории для больных туберкулезом, санатории для детей и подростков); ряд законодательно установленных льгот ветеранам, многодетным семьям, чернобыльцам и другим социально незащищенным слоям населения.

Первоочередная задача правительства в условиях финансовой децентрализации заключается в том, чтобы обеспечить улучшение уровня жизни на местах, создать рабочие места для дальнейшего экономического роста, а уже потом переводить обязательства по выплате льгот и содержании территорий.

Остатки средств с образовательной и медицинской субвенций на конец бюджетного периода согласно ст. 103 (4), п.9 Бюджетного кодекса Украины и Постановления КМУ № 94 от 14.02.2017 года хранятся на счетах соответствующих местных бюджетов и используются в следующем бюджетном периоде с учетом целевого назначения субвенции и на обновление материально-технической базы учебных и медицинских учреждений. Однако вопрос оплаты энергоносителей и капитального ремонта зданий, оплаты труда части работников этих отраслей, которые, например, не являются педагогическими работниками – субвенция не решает.

В дальнейшем такие действия правительства приведут к управлению государственными расходами в «ручном режиме», без соответствующего экономического обоснования направлений и объемов распределения бюджетных средств. Это также не соответствует требованиям ст. 95 Конституции Украины, согласно которой исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.

Как отметил Анатолий Денисенко, правительство должно способствовать установлению финансовой самодостаточности местных бюджетов, способности органов местного самоуправления самостоятельно, без дополнительных субвенций, финансировать делегированные полномочия, а не перекладывать непосильную ношу на местные бюджеты.

«Прошу Вас пересмотреть бюджетную политику Кабинета Министров Украины и не допустить уменьшения поступлений в бюджеты территориальных громад, дать поручение министерству финансов совместно с профильными министерствами проработать вопрос перераспределения субвенции на содержание учреждений образования и здравоохранения», — подчеркнул парламентарий.

Кроме того, Анатолий Денисенко также призвал правительство проанализировать выполнение доходной части местных бюджетов за I полугодие с учетом внесенных изменений в Бюджетный кодекс Украины и увеличения объемов финансирования делегированных государством полномочий.

 

 












Оставить комментарий